Институт мировой экономики и политики
при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации
Архив старого сайта с 2004 по 2010 гг. Алматы, Каз
C -1..-3
Курсы НБРК на
$
P
prodengi.kz
Поиск по сайту

Журнал "Казахстан в глобальных процессах"

Макроиндикаторы

Основные показатели социально-экономического развития Республики Казахстан за январь – март 2013 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан в январе-декабре 2012 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за 2011 год

Наши партнеры





Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в ходе телемоста, посвященного Дню индустриализации 4 июля 2012 года

6 июля 2012, 20:39

Уважаемые участники совещания!

Сегодня мы подводим итоги полугодия.

Я хочу остановиться на трех главных задачах, которые стоят перед Правительством. Это индустриализация, сбалансированное развитие регионов, социальная модернизация.

Что сделано за эти полгода? Что сделано за всю первую половину пятилетки индустриализации Казахстана?

Из 225 проектов, запущенных в 2010 и первой половине 2011 годов – а эти проекты имели, как минимум, год для раскрутки, только половина загружена более чем на 60%.

Надо сделать выводы.

Первое. Мы должны повысить статус Карты индустриализации.

Прежде всего, у министров и акимов не должно быть упрощенного понимания индустриализации. Для некоторых главное - красиво отчитаться: разрезали ленточку и забыли. Акимы не в полной мере владеют ситуацией.

В Карту должны включаться приоритетные проекты, выпускающие высокотехнологичную продукцию и имеющие реальную основу. Госорганы, и прежде всего акиматы, должны содействовать реализации проектов не только на начальной стадии, а вплоть до их выхода на полную проектную мощность. Тогда сразу будет видно, кто не выполняет свои обязательства. Правительство должно постоянно отслеживать проблемы в проектах. А предприниматели должны иметь возможность сигнализировать о возникающих проблемах. Сегодня не все проекты,  связанные с индустриализацией, включены в Карту, многие предприниматели не знают о ней и не получают поддержку со стороны государства.

Союзу «Атамекен» необходимо активно подключиться к этой работе.

Программа индустриализации должна выполняться по всем 114 установленным показателям.

Там, где есть отставание, надо решительно подтянуть. По каждому проблемному, неработающему проекту надо четко расписать конкретные шаги, чтобы выправить ситуацию.

Второе. Правительство должно использовать резервы инвестиционной активности. Безусловно, главный источник – это финансы. Мне часто жалуются, что в стране недостаточно «длинных» денег. Я уже давал поручение Национальному банку совместно с Правительством мотивировать банки второго уровня направить имеющуюся свободную ликвидность на реальную помощь развитию экономики.

Также нужно в полной мере использовать потенциал наших институтов развития. У них есть «длинные» деньги. И они должны реально поддерживать бизнес, а не позиционировать себя как коммерческие финансовые институты. Не просто выдавать кредиты, а искать перспективные бизнес-идеи и сопровождать их до полной реализации.

Мне доложили, что Банк развития очистился от проблемных активов. Теперь нужно сконцентрироваться на системных и стратегических проектах. Важный вопрос, который я постоянно держу на контроле – это привлечение инвестиций, особенно в обрабатывающие отрасли.

Именно во время кризиса, когда капитал ищет «тихие гавани», нам нужно привлекать  его в нашу экономику. Поиском инвесторов должен заниматься Фонд «Самрук-Казына».

Здесь важно привлекать компании мирового уровня, имеющие не только финансовые средства, но и передовые инновационные технологии.

В ходе официальных визитов я постоянно веду переговоры с Главами ведущих стран. Мы подписываем документы о сотрудничестве, об инвестициях. Только за последнее время я провел переговоры во Франции, Германии, Кореи, Индонезии, Малайзии, Турции. И Правительство должно использовать эти договоренности.

Большие резервы для привлечения инвестиций имеются в тарифной политике. Сегодня внедрены предельные тарифы для производителей электроэнергии. Мы дали возможность энергетикам решить проблемы модернизации и компенсировать затраты тарифами. Но существенных изменений ни в динамике роста инвестиций, ни в снижении износа основных средств не наблюдается.

Возникает вопрос: куда делись средства на модернизацию? На какие цели они использованы? Уже обнаружены факты, когда за счет этих средств выплачиваются дивиденды.

Нужно жестко пресекать подобную практику в дальнейшем. АРЕМ и МИНТ должны радикально усилить контроль средств, получаемых за счет роста тарифов. Эти средства должны направляться исключительно на модернизацию основных фондов.

Теперь – что касается развития казахстанского содержания.

За прошлый год объем отечественной продукции в закупках госорганов снизился на 5 процентов.

Вот цифры по казахстанскому содержанию в закупках товаров наших недропользователей:

  • по Тенгизшевройл – 4,3 процента;
  • Кашаганский проект – 2,1;
  • Актобемунайгаз - 1,4;
  • КПО – 1,2;
  • Казхром» – 3,8;
  • ССГПО – 3,4.

Я не буду продолжать весь список.

Эта ситуация требует решительного исправления.

Правительству надо переломить ситуацию и если нужно – внести соответствующие изменения в нормативную базу, чтобы стимулировать недропользователей на покупку отечественных товаров.

В начале этого года я дал Правительству и Самрук-Казына ответственное поручение. Включить в Карту индустриализации проекты по производству продукции с высокой добавленной стоимостью. Как выполнено это поручение? Из 108 проектов, включенных в Карту индустриализации месяц назад, 70 проектов относятся к АПК и строительной индустрии. И только порядка 30 проектов могут с натяжкой отнесены к данной категории.

Из 174 проектов, планируемых к вводу в 2012 году ,только 14 проектов можно отнести к пятому уровню технологической сложности. А сколько у нас экспортных производств? Из 389 уже введенных проектов Карты только 65 проектов поставляют продукцию на экспорт.

Третье. Нам нужно смотреть вперед. Правительству уже сейчас надо готовиться к следующей пятилетке. Сегодня в мире наблюдается тенденция реиндустриализации.

Европейские страны осознали необходимость развития собственной индустриальной базы.

Сегодня выиграют только те страны, кто совершат третью глобальную  индустриальную революцию. Композитные материалы, нанотехнологии обеспечивают совершенно иные возможности для производства. Активно используются углеродные волокна в производстве деталей самолетов. Оно прочное, как сталь, при этом легче в два раза. Цифровизация, автоматизация и  полная роботизация производств.

Энергоэффективность и экологичность – технологии, кардинально снижающие потребление энергии и выбросы в окружающую среду. Возобновляемые источники энергии также развиваются активно. В Евросоюзе стоит 191 млн. зданий. Каждое из них может стать маленькой электростанций, черпающей энергию из крыш и стен с солнечными батареями, а также мусора.

Подобные подходы полностью меняют парадигму всего  экономического строя в целом.

В то же время и спрос больше никогда не будет устойчивым.

В кризис 2008 года машиностроение стало одной из наиболее пострадавших отраслей. Спрос сократился на 24%. Дальше на это будет влиять тенденция перехода спроса потребителей от продукции массового производства к товарам массовой кастомизации. Об этих ключевых технологиях и тенденциях нам нужно знать и готовиться к переменам в мировой экономике уже сейчас. Чтобы через 10 лет не оказаться за бортом. Поэтому сегодня нужна безотлагательная системная перезагрузка как ПФИИР, так и Стратегического плана – 2020.

Надо пересмотреть систему образования, подготовки и переподготовки кадров, госслужащих, инженеров и технологов. И эта система должна быть настроена на нужды третьей  промышленной революции.

Для повышения результативности ПФИИР требуется сосредоточить доступные ресурсы на ограниченном числе приоритетных направлений и проектов.

В дальнейшем нам нужна постоянная система мониторинга за новыми технологиями и инновациями с внесением оперативных корректирующих изменений.

Нам предстоит вести работу в условиях крайне неблагоприятных, когда тон будет задавать возможная вторая волна мирового кризиса.

У нас есть уникальный антикризисный опыт.

Четыре года тому назад мы смогли конвертировать падающую глобальную экономику в растущую национальную политику.

Значит мы обязаны сделать это и сейчас.

Правительству и Нацбанку поручаю выработать новую, Антикризисную стратегию, которая позволит нам «сыграть на понижении мировых рынков».

Она должна быть понятной и воспринимаемой всеми казахстанцами универсальной моделью национального реагирования на будущие вызовы.

Надвигающийся кризис – это своего рода «тест-драйв» для государственной службы.

Всем предлагаю смело заглянуть за горизонт второй волны мирового кризиса и увидеть наш Казахстан в числе промышленных стран.

Уважаемые участники совещания!

В январе текущего года я поручал Правительству усилить акценты региональной политики, значительно повысив координацию центра с регионами.

Центральные госорганы, акиматы, госхолдинги должны каждодневно работать по следующим направлениям.

Первое. Обеспечение загрузки введённых проектов.

Второе. Следует активно использовать резервы экономик регионов, снижая диспропорции в развитии областей.

Правительство совместно с акимами до сих пор не занялись резервами роста экономики.

Соответствующий анализ резервов по регионам был подготовлен и направлен в Правительство ещё в марте.

В-третьих. Надо увеличить долю малого и среднего предпринимательства в экономике.

Сегодня основу любой развитой экономики составляет малый и средний бизнес.

Однако многие наши предприниматели фактически мало знают о мерах господдержки.

Это упущение со стороны МЭРТ и фонда «Даму».

Поэтому нужно ускорить эту работу.

Несмотря на выделение за три года более 80 млрд. тенге на реализацию Дорожной карты бизнеса-2020, охвачено всего лишь 0,3% от активных предпринимателей (1600).

В этом году из 12 млрд. тенге на микрокредитование более четверти средств запросила Западно-Казахстанская область.

При этом Костанайской всего 174 млн., Мангистауской – 200 млн., Алматинской – 375 млн. тенге.

Неужели в этих областях населению не нужны деньги?

Почему акимы формально относятся к этому вопросу, а Министерство труда не проявляет должной требовательности?

Программа «Занятость-2020» должна системно  решать вопросы реального обеспечения работой населения.

К примеру, только в прошлом году южным областям выделено свыше 9 млрд.тенге, а в этом году–почти в 2,5 раза больше.

Однако трудоустроено всего 2% нуждающихся или 25 тыс.человек (в общем по стране – около 60 тыс.).

Всего по республике обучено около 40 тыс. человек, а работу получила лишь половина.

Если, обучая, обнадёживаете людей – дайте работу.

Также для сбалансированного развития территорий и размещения трудовых ресурсов крайне важно стимулировать переезд с юга на север трудоспособного населения.

Во всем мире люди едут туда, где есть работа.

Однако Министерство труда и акимы этим вопросом не занимаются.

В-четвёртых. Необходимо обеспечить реальную поддержку отечественных товаропроизводителей, серьёзно увеличив долю казахстанского содержания.

Я давал поручение обеспечить закуп отечественных автомобилей национальными компаниями.

Однако кроме КНБ, Минобороны и МЧС контракты никто больше не заключил, продолжая закупать технику за границей.

Не решенным остались вопросы  пересмотра системы госзакупок с исключением скрытой монополии госпредприятий и  формирования информационной системы цен.

О каком развитии малого бизнеса можно говорить, если министерства, акиматы «окружили» себя подведомственными организациями и закупают всё у них, при этом дороже, чем на свободном рынке.

По аграрному сектору.

Для выравнивания внутренних цен, в прошлом году в регионах были созданы стабилизационные фонды.

Обеспечение формирования оперативных запасов продуктов первой необходимости должно осуществляться на основе анализа.

Кроме того, чтобы цена формировалась правильно, нужно обеспечить сельхозсубъектам прямой доступ на торговые рынки и возможности для стабильного производства сельхозпродукции.

Мы выделяем значительные средства КазАгро и другим институтам развития.

Однако реальная отдача невысока.

Сегодня льготными кредитами через Нацхолдинг «КазАгро» обеспечиваются всего 10% сельхозпроизводителей.

Поручаю выработать и принять меры по оздоровлению предприятий на селе.

В следующие 10-20 лет в мире резко увеличится потребление продовольствия.

Поэтому, в сегодняшних условиях необходимо уделить особое внимание аграрной индустриализации.

Правительству совместно с акимами областей уже сейчас необходимо приступить к подготовке уборочных работ.

Уважаемые участники совещания!

В своем Послании одним из главных приоритетов нашей политики я определил социальную модернизацию.

Я дал конкретные поручения Правительству.

Однако я не вполне удовлетворен темпами и качеством выполнения Послания.

Социальные вопросы нельзя откладывать «на потом» и отделять «стеной» от экономических.

Там, где дело касается жизни и благополучия простых казахстанцев, необходима понятная обществу долгосрочная социальная политика.

Прежде всего, необходимо разработать Общенациональную Концепцию социального развития до 2030 года, которая будет опираться на Стратегию «Казахстан-2030», другие стратегические документы.

На основе Концепции мы разработаем Общенациональный план.

Сейчас я работаю над конкретной программой «20 поручений по социальной модернизации».

В ней будут даны ответы на все злободневные вопросы простых людей.

Первое. Без сомнения, неотложным вопросом социальной модернизации является создание эффективной модели социально-трудовых отношений.

Сегодня в Казахстане недостаточно развиты механизмы предупреждения и профилактики трудовых споров.

Второе. Недостаточна правовая ответственность за провоцирование социально-трудовой конфликтности.

Нередко его стороной становится трудовой коллектив, спровоцированный ухудшением условий труда, срывом производственного процесса, задержками выплаты заработной платы и т.д.

В то же время в наших кодексах нет статей об ответственности за провоцирование трудовых конфликтов со стороны работодателей, должностных и иных лиц.

Следует повысить ответственность за выполнение социального законодательства не только отечественного, но и иностранного бизнеса, работающего в Казахстане.

Частная форма бизнеса не дает права устанавливать свои «законы».

Третье. Существенным проблемным моментом является неэффективное законодательство о профессиональных союзах.

В нем неясно изложены положения о коллективных договорах, об ответственности сторон за их выполнение, нет даже понятия о социальном партнерстве.

Требуются решительные шаги по модернизации профсоюзного движения, прежде всего ФПК.

Четвертое. Сегодня индустриально-инновационная программа - это вопрос номер один для будущего страны.

Создаются новые рабочие места.

Но мы видим, что не все «самозанятые» стремятся работать.

К сожалению, психология такова, что человек лучше будет «таксовать» у базара, чем пойдет за новой квалификацией.

Но если мы хотим стать конкурентной нацией, то эту психологию надо изживать!

Надо осваивать новую квалификацию.

И молодой, и взрослый казахстанец не должен сидеть на месте и всё критиковать, а стремиться туда, где есть работа, где можно работать!

В других странах люди едут на заработки.

Это повсеместная практика в Европе, Америке, Азии.

А мы создаем рабочие места, строим новое производство в своей собственной стране.

Но не хотим переехать туда, где есть работа и заработок.

Пятое. Жилье, дом, квартира – для каждого казахстанца – это первостепенный вопрос.

Это та прочная основа личной жизни и хорошего климата в семье, без которой благополучие и производительный труд просто невозможны.

Важно совершенствовать законодательство в целях развития рынка арендного жилья.

Шестое. Необходимо развивать механизмы социализации граждан, относящихся к категории социально уязвимого населения.

Это, в первую очередь, инвалиды и люди с ограниченными возможностями, члены многодетных семей, лица предпенсионного возраста и т.д.

У нас некоторые «шустрые» работодатели при приеме женщин на работу берут сразу два заявления – о приеме и об увольнении, на случай беременности. Это позор!

Главный подход здесь не опека государства, а создание условий, которые бы помогли этим гражданам обрести веру себя, в свои возможности к социально полезному труду.

На этот счет необходимо специальное законодательство, например, о социальных рабочих местах.

Седьмое. Особое направление – создание эффективной системы адаптации молодых казахстанцев к самостоятельной жизни, инициативному труду.

Государство делает всё для того, чтобы каждый молодой человек обязательно был востребован в своей стране.

Необходимо модернизировать закон о государственной молодежной политике.

В то же время наша молодежь не должна жить иллюзиями.

Без труда нет благополучия!

За пределами Казахстана нет рая. Не возможно получить всё и сразу. Надо трудиться и реализовывать свой потенциал в родном Казахстане. Для этого государство создает и будет дальше создавать все условия. Важно разработать меры привлечения молодежи к получению технического и профессионального образования, к участию в программе индустриализации.

Подробнее обо всем этом я выскажусь позже.

Уважаемые участники совещания!

Сегодня глобальный мир и его ценности меняются.

Все больше и больше мы убеждаемся в иллюзорности общества потребления,  развившейся в последние десятилетия.

Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что идеология потребления породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира, стала одной из главных причин глобального кризиса.

Этой ложной идее, которая не может быть реализована даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу.

И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда.

В конечном счете, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами.

Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей социальной политики.

Утопические идеи как либеральной, так и социалистической направленности остаются в прошлом.

И чтобы выжить в этом жестком мире, наша экономическая и социальная политика должна быть направлена на созидание конкурентоспособного и сильного Общества Всеобщего Труда.

Будем реалистами: на перспективу в XXI веке только ТРУД может обеспечить всем казахстанцам и БЛАГОСОСТОЯНИЕ, и КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

Уважаемые участники совещания!

Сегодня перед Правительством, акимами стоят большие задачи.

Реализация индустриализации и социальной модернизации – это тест для каждого министра, для каждого акима.

Именно выполнение этих двух главных задач показывает, кто есть кто в моей команде.

Для меня главная забота – это достаток в каждой казахстанской семье, уверенность простых людей в завтрашнем дне.

Именно на это направлены все наши программы.

Желаю вам добиться успехов на этом пути. И не расслабляться.


 (голосов: 0)




Президент РК

Экспертное мнение

 

Фонд Первого Президента РК, Институт мировой экономики и политики являются сегодня заметными участниками общественной и научной жизни Казахстана. О сути и принципах их работы рассказывают исполнительный директор фонда Сагындык НУРАХАНОВ и директор ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Султан АКИМБЕКОВ.

 

Подробности: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА

24 декабря 2013, 18:50


Все новости категории

Публикации

Понедельник 15 апреля 2013 года оказался печальным днем для мировой экономики. Теперь самое главное, чтобы он в итоге не стал бы отправной точкой начала длительного спада, о наступлении которого пессимисты говорят уже довольно долго.
Султан Акимбеков 
30 мая 2013, 14:25
Категория находится в разработке, информация готовится к публикации 
27 октября 2010, 20:26

Календарь событий

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Все новости сайта