Институт мировой экономики и политики
при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации
Архив старого сайта с 2004 по 2010 гг. Алматы, Каз
C -1..-3
Курсы НБРК на
$
P
prodengi.kz
Поиск по сайту

Журнал "Казахстан в глобальных процессах"

Макроиндикаторы

Основные показатели социально-экономического развития Республики Казахстан за январь – март 2013 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан в январе-декабре 2012 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за 2011 год

Наши партнеры





«Современная идеологическая палитра Казахстана и религиозные концепты развития»

20 сентября 2012, 10:52

Процесс обретения Казахстаном суверенитета и определения политико-идеологических приоритетов независимого существования сопровождался и сопровождается присутствием на политическом поле страны различных идеологем развития, институционализированных в виде различных партий и общественных движений, а также неструктурированных архетипов коллективного бессознательного (т.е. присутствуют в общественном политическом сознании неосознанно). За годы независимости мы наблюдали активность различных политических партий и движений, с той или иной степенью успешности, продвигавших свои программы развития и идеологические приоритеты.

Религиозная сфера является предметом острой идеологической борьбы. В целом, можно обозначить несколько религиозных концептов развития Казахстана:

  1. Концепт невмешательства светского государства в дела религий. Реальное отделение религиозных институтов от государства. Этот концепт предполагает, как невмешательство со стороны государства в религиозные дела, так и автономность религиозной жизни от светской.
  2. Концепт клерикальной модели развития государства, в которой подобно Исламской Республике Иран, Королевству Саудовской Аравии, религиозные институты оказывают существенное влияние на процесс принятия политических решений в государстве. В крайне радикальной позиции представляется идея включения Казахстана в мусульманский Халифат с исламской формой правления.
  3. Концепт использования внутренними и внешними группами влияния различий внутри мусульманской уммы (общины) для разжигания социальной розни и дестабилизации политической обстановки в государстве в целях контроля власти.
  4. Просветительский концепт возрождения мусульманских духовных ценностей среди населения в целях обретения народом Казахстана «подлинной» национальной независимости. Здесь религиозная мусульманская идентичность полностью идентифицируется с казахской национальной идентичностью и задачей формирования казахского национального государства.
  5. Навязывание извне модели государственного устройства Казахстана с доминированием мусульманских ценностей, образа жизни и исламской цивилизационной ориентацией с целью оказания влияния на процессы принятия государственных решений. 

В данном исследовании нас также интересуют вопросы отражения религиозной идентичности в программных документах современных политических партий и движений, а также актуализация религиозного вопроса в неинституционализированном политическом пространстве Казахстана. В официальных программных документах партий вопрос отношения к религии зачастую отражен неявно, и большинство партий предпочитает дистанцироваться от него. Законодательно запрещены политические партии по религиозному и национальному признакам.  Тем не менее, в массовом сознании вопрос религиозного выбора остается одним из самых дискутируемых. Современные печатные и виртуальные СМИ изобилуют материалами по этой тематике. Более того, отсутствие внятного со стороны государства и правящей партии ответа на вопросы об отношении к религиозным концептам развития государства и поискам национальной духовной идентичности и ориентиров все более усугубляют ситуацию, заставляя религиозных адептов искать возможности для неинституциональной, «теневой» поддержки собственных проектов среди широких слоев, как верующего, так и неопределившегося населения.

Если обратиться к программам партий, прошедших в парламент Казахстана, то практически религиозный концепт развития выведен «за рамки» партийной политики.

Так, в программе народно-демократической партии «Нур-Отан» утверждается: «Казахстан – страна конфессионального многообразия. Партия стоит на позиции принципиальной поддержки религиозных свобод и межконфессионального диалога. Она поддерживает глобальный диалог религий, вклад в который делается со стороны Казахстана в рамках Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Помимо внешнеполитического значения как инициативы во имя мира, она способствует гармонизации межконфессиональных отношений в Казахстане, духовному общению конфессий со своими религиозными центрами». При этом осознается необходимость «жесткого противодействия  любым посягательствам на общественную  стабильность, межнациональный мир и межконфессиональное согласие» (см. Программу НДП «Нур-Отан»).

В программе демократической партии «Ак Жол» конституируется лишь   «обеспечение необходимых условий для соблюдения и гарантий свободы совести» (см. Программу ДП «Ак Жол»).

В программе КНПК указано: «В области религиозных отношений коммунисты выступают за признание свободы совести, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, за отделение церкви и мечети от государства, а школы от церкви и мечети. При этом коммунисты ведут широкую атеистическую пропаганду, избегая унижений оскорбления чувств верующих в любой форме» (см. Программу КНПК).

Таким образом, можно констатировать, что в программах парламентских партий  Казахстана не нашло должного отражения отношение к религиозным концептам развития. Более того, ни одна из партий официально не высказалась по поводу процессов, происходящих в религиозной сфере страны. Ни одна партия не выступила с заявлением о своей позиции по поводу экстремистских проявлений на религиозной основе последнего времени.

Рассматривая текущую идеологическую палитру Казахстана, следует заметить, что в настоящий момент она представляется весьма аморфной и неструктурированной. Так, если исходить из классических идеологических концептов развития от либерально-демократического до коммунистического, в Казахстане отношение к религиозному вопросу внятно изложено лишь в коммунистической доктрине в атеистическом ключе. Даже оппозиционные движения Казахстана, аппелирующие отчасти к социально-демократической идеологии, с одной стороны, и национально-патриотической идее, с другой, не представили ясного и чёткого представления о значении религиозного концепта развития для казахстанского общества. Лишь отдельные представители национал-патриотического движения рассматривают актуальность религиозного концепта в контексте национального духовно-культурного возрождения, отстаивая  необходимость национальной идентичности  на основе государствообразующего казахского этноса с возрождением духовных канонов традиционного мусульманского мировоззрения. Правда при этом, ни среди самих политиков, ни даже в научной среде нет ясного представления о том, что же представляет собой традиционный канонизированный казахский ислам. И на самом «исламском поле» страны нет консолидированного мнения относительно модели национального ислама. К сожалению, ДУМК, уполномоченный объединять мусульманскую паству и вести разъяснительную идеологическую работу среди верующих не в полной мере справляется со своей миссией. Благодаря такой пассивной работе ДУМК, сужается сфера его (ДУМКа) влияния и расширяется ниша для проникновения новых мусульманских и псевдомусульманских концептов. Все более популярными становятся различные зарубежные версии исламской догматики. И здесь идеологическая палитра весьма разнообразна:  от мистических откровений «зикристов» и новомодных «коранитов»  до крайне радикальных представителей экстремистской организации «Солдаты Халифата».

Видение будущего Казахстана в мусульманской перспективе – чрезвычайно острый вопрос, вызывающий не только общественные дискуссии, но сейчас уже перешедший в акты экстремизма и вооруженного сопротивления светским властям. К сожалению, сама мусульманская общественность страны и ёё институты пока находятся в индифферентном состоянии, никак не реагируя на разрастающиеся вызовы, за редким исключением. Таким исключительным прецедентом прозвучало, к примеру, 27 августа т.г. обращение Союза мусульман Казахстана и Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии к представителям религиозного экстремизма и членам террористических группировок с призывом изложить в средствах массовой информации свои цели и задачи, объяснить причины, заставившие их взять в руки оружие, сообщает пресс-служба СМК. Так, в Обращении говорится: «Мы не испытываем радости от заявлений правоохранительных органов об уничтоженных террористах, ибо все погибшие – это наши соотечественники. Мы не испытываем ликования при виде жертв кровопролития, ибо каждый убитый - это чей-то сын, муж, брат и отец. Общество должно знать - во имя чего наши сограждане приносят себя в жертву. Это не праздное любопытство. Мы задаем эти вопросы для того, чтобы найти иные, ненасильственные пути решения проблем. Мы задаем эти вопросы, потому что не можем получить убедительные ответы от правоохранительных органов. К сожалению, жестокость военных часто выходит за пределы разумного, что вызывает недовольство населения, порождая кривотолки и спекуляции».

В то же время, Духовное Управление мусульман Казахстана всячески избегает отвечать на актуальные запросы населения по важным общественным проблемам. Появилась также тенденция противостояния Агентства по делам религий и Духовного управления мусульман Казахстана. В этом отношении показательны многочисленные публикации в СМИ, в которых нашло отражение идеологическое и организационное противостояние ДУМК и Агентства по делам религий. Вот некоторые из них, опубликованные совсем недавно: «Когда же Лама Шариф наконец отделит богово от кесарева?», источник: http://islam.kz/node/528, «Метаморфозы исламского телеканала «Асыларна». Манипуляторы», «CentralAsiaMonitor», 2 августа 2012 г., «Правительственная комиссия объявила нон грат исламскому телеканалу «Асыларна», Агентство «Сунна», 21 августа 2012 г., «Ваххабитские сайты в Казахстане. Виртуальная опасность», «Zona.kz»,17 августа 2012 г., «От твердолобого атеизма – к воинствующему мракобесию?», «Мегаполис» от 6 августа 2012 г., «Война за веру»  http://megapolis.kz/art/Voyna_za_veru.

К примеру, в статье «Лама ШариФ: Руки прочь от мечетей!» в газете «Мегаполис»  пишется: «Средства массовой информации уже не раз сообщали об особом отношении председателя агентства к единственной официальной мусульманской общине. Приступив к своим обязанностям, Кайрат Лама Шариф заявил о намерении реформировать исламское пространство в Казахстане. Сперва он объявил о начале разработки агентством «Концепции умеренного ислама». ДУМК никак не стал комментировать инициативу бывшего посла в Королевстве Саудовская Аравия, видимо, почувствовав себя не слишком «умеренным». Затем председатель агентства решил забрать у верховного муфтия функции назначения имамов и контроля за пожертвованиями верующих. От такой «государственной политики» верховному муфтию пришлось искать защиты у главы государства. Дальше – больше. Не успокоившись, председатель агентства направил верховному муфтию грозное письмо от имени «государственных органов, борющихся с терроризмом» (цитата), с указаниями: как необходимо реорганизовать структуры ДУМК, принять на работу учёных, не работающих в ДУМК, и вести просветительскую работу с населением («От твердолобого атеизма – к воинствующему мракобесию?», «Мегаполис», 06.08.2012.). И вот новая «инициатива». Теперь агентство отказывается перерегистрировать мечети, входящие в состав ДУМК, требуя их переименования, убрав имена людей, в честь которых они названы. Вместо этого агентство предлагает дать названиям мечетей Казахстана одно из 99 имён Аллаха. Отказывая в регистрации, рядовые сотрудники агентства в регионах ссылаются на устное указание председателя агентства из Астаны» (см. http://megapolis.kz/art/Lama_Sharif_Ruki_proch_ot_mechetey).

Религиозные концепты становятся благодатной почвой разнообразных общественно-политических дискуссий и попыток различных политических сил использовать религиозный фактор в своих интересах, по своему интерпретируя каждый из них. При этом, в данном процессе активно участвуют не только внутриполитические силы и группы влияния, но также просматривается и «международный след». События, дестабилизировавшие арабский мир, указывают на то, что ряд стран и международных организаций активно используют религиозный фактор в политических целях и вполне при определенных обстоятельствах могут задействовать «мусульманскую карту» для реализации своих деструктивных проектов в Казахстане.

Таким образом, в политическом пространстве Казахстана в связи с развитием и расширением поля влияния религии в массовом сознании народа наблюдается своеобразная «идеологическая турбулентность», которая может стать и уже становится источником разнообразных угроз безопасности страны и её граждан. Причинами этого, с нашей точки зрения, являются: 1) отсутствие сбалансированного и гармоничного  государственно-конфессионального взаимопонимания и конструктивного взаимодействия ДУМК и уполномоченного государственного органа – Агентства по делам религий; 2) отсутствие внутриисламского консенсуса среди самих мусульманских общин различной идейно-политической ориентации; 3) абсолютная индифферентность политических партий в отношении духовного будущего нации в контексте активизации религиозного фактора в обществе. Отсутствие должной и целенаправленной идеологической и пропагандистской работы в данном направлении. К примеру, практически ни одна из партий никак не отреагировала на эскалацию экстремизма на религиозной основе в Казахстане. Не смотря на имеющееся противостояние уполномоченного государственного органа и ДУМК, не были проведены общественные слушания в Парламенте страны, хотя эти вопросы волнуют общественность и становятся предметом дискуссий на страницах газет и в интернете. 4) участие иностранных и международных субъектов в религиозно-идеологических процессах с целью «апробации» потенциала его политического влияния в Казахстане. Это осуществляется не столько путем прямого участия, сколько косвенным образом, через образовательную и благотворительную деятельность, а также посредством массированной информационной работы в интернете и путем создания «ячеек» международных экстремистских сетей. Показательна в этом отношении информация телеканала «Euronews» со ссылкой на французскую газету «LeMonde» о том, что «тулузский стрелок» Мохаммед Мерах может иметь сообщников в Казахстане. В редакцию газеты попала секретная информация о голосовых звонках и передачах коротких сообщений преступника, который в марте нынешнего года совершил серию преступлений в Тулузе: убил трёх военнослужащих и напал на еврейскую школу. Погибли раввин и трое детей. Ранее Мерах заявлял о своей принадлежности к «Аль-Каиде». Известно также, что он со своим братом проходил подготовку в Пакистане и Египте. Французские спецслужбы выяснили, что за несколько месяцев до преступления Мохаммед Мерах сделал множество телефонных звонков в Египет, Марокко, Саудовскую Аравию и Казахстан. Настораживает то, что если Саудовская Аравия, Египет, Марокко являются завсегдатаями подобного рода списков, то появление нашей страны в этом перечне «друзей Аль-Каиды» демонстрирует «корпоративную» вовлечённость нашей страны в международную экстремистскую сеть.

   Активизация экстремизма в Казахстане, в котором рядом экспертов отмечается «религиозный след» заставляет задуматься о политической подоплеке происходящих процессов. В этой связи, представляется особенно важным отслеживать политический контекст, происходящих в религиозной сфере процессов, так как они способны как сгармонизировать общественные процессы (в соответствии с изначальными миролюбивыми постулатами религий), так и «взорвать» их, поляризовав общество на отдельные группы, сталкивая представителей разных общин друг с другом и, тем самым, разрушая фундаментальные основы независимой государственности Казахстана, её стабильности и безопасности.   


Рекомендации:

  1. В рамках деятельности Агентства по делам религий необходимо преодолеть противостояние с ДУМК и осуществлять заинтересованный диалог на различных общественных площадках, поддерживая конструктивные мусульманские силы Казахстана в их стремлении к гармонизации и консолидации исламского пространства страны.
  2. НДП «Нур Отан» в своих идеологических программных документах, официальных заявлениях и через своих представителей в Парламенте РК обратить особое внимание на угрозу экстремизма на религиозной почве, четче выражать свою позицию, инициировать общественные слушания в Парламенте и партийных структурах по вопросам гармонизации государственно-конфессиональных отношений.
  3. Заинтересованным мусульманским организациям Казахстана рекомендовать формат общественного диалога для выработки консенсуса относительно национальной модели ислама в Казахстане. В этих целях,  посредством переговоров «вывести» из «теневой среды» в поле общественного диалога как институционализированные, так и неформальные мусульманские силы.
  4. Внешнеполитическому ведомству заинтересованным органам силового блока осуществлять целенаправленные мероприятия идеологического и организационного характера по нейтрализации и противодействию актам внешних деструктивных сил, использующих отсутствие внутримусульманской консолидации в Казахстане и противоречия между уполномоченными государственными органами и ДУМК, а также проблемы, возникающие в процессе регистрации и перерегистрации религиозных объединений согласно Закону «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
  5. Научным аналитическим структурам, отечественным средствам массовой информации необходимо объективно раскрывать сущность тех или иных религиозных концептов развития и их потенциальное конструктивное или деструктивное значение в процессе построения государственности Казахстана, подвергая аргументированной критике модели не соответствующие национальным интересам страны.

Приложение

Хронология экстремистских акций в Казахстане

за последние 15 месяцев, получивших

широкий общественный резонанс

Следует отметить, что за последние полтора года от рук экстремистов уже погибло несколько десятков силовиков.

17 мая 2011. Актобе. Террорист-смертник подорвал себя в здании областного ДКНБ. 25-летний шахид Рахимжан Макатов погиб на месте. Четыре человека получили ранения.

24 мая 2011. Астана. Взрыв автомобиля у здания СИЗО КНБ. Погибли два человека.

30 июня 2011. Актюбинская область, Шубарши. Убийство двух полицейских.

1 июля 2011. Актюбинская область. Шурбарши. Убийство еще одного полицейского.

8 июля 2011. Актюбинская область. Наконец, оперативникам удается выйти на след экстремистов, которые в течение недели отстреливали в регионе их коллег.

В соседнем с Шурбарши Кинкияке в результате спецоперации девять исламистов были уничтожены.

29 июля 2011. Актюбинская область. Спецоперация в поселке Кызылжар. Погиб один полицейский и двое подозреваемых в участии в незаконном вооруженном формировании.

31 октября 2011. Атырау. Двойной теракт. В одном из случаев подрыв совершил смертник.

12 ноября 2011. Тараз. В результате бойни, которую устроил в центре города 34-летний Максут Кариев, погибло семь человек – пять силовиков и двое гражданских. Еще три человека получили ранения.

Сам террорист-одиночка подорвал себя вместе с одним из полицейских.

3 декабря 2011. В ходе спецоперации по ликвидации террористической группировки в поселке Боралдай погибли два бойца казахстанского спецназа КНБ. Пятеро боевиков, по некоторым данным готовивших теракты в Алматы, уничтожены.

24 марта 2012 года. Алматы. Сотрудниками КНБ по подозрению в подготовке целой серии террористических актов задержаны двое жителей Южной столицы. По сообщениям оперативников, заказчиком готовившихся экстремистских акций является скрывающийся за рубежом опальный олигарх Мухтар Аблязов.

28 мая 2012 года. Алматинская область. Инцидент на пограничном посту «Арканкерген» — убийство 14 пограничников и егеря, разрушение служебных и хозяйственных сооружений в расположении временного погранпоста «Арканкерген. Есть версии о нападении группы экстремистов.

21 июня 2012. Актобе. Штурм частного дома, в котором укрылись убийцы двух полицейских. В результате двое бандитов убиты, один взят живым. Самому старшему из них было 22 года.

11 июля 2012. Алматинская область. Самоподрыв террористической группировки в одном из домов поселка Таусамал. На месте обнаружены восемь трупов, оружие, деньги, униформа сотрудников полиции и религиозная литература. По некоторым сведения, экстремисты могли готовить покушение на главу государства.

13 августа 2012. Алматинская область. В Иле-Алатауской заповедной зоне обнаружено 12 трупов с колото-резанными ранами. Есть версии о нападении на мирных жителей подготовленной группы экстремистов.

17 августа 2012. Алматы. Уничтожены девять боевиков, которые по некоторым сведениям состояли в одной группировке с экстремистами из Таусамала.

Амребаев А.,

Заместитель директора, руководитель Центра Первого Президента и Внутренней Политики ИМЭП при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации


 (голосов: 4)




Президент РК

Экспертное мнение

 

Фонд Первого Президента РК, Институт мировой экономики и политики являются сегодня заметными участниками общественной и научной жизни Казахстана. О сути и принципах их работы рассказывают исполнительный директор фонда Сагындык НУРАХАНОВ и директор ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Султан АКИМБЕКОВ.

 

Подробности: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА

24 декабря 2013, 18:50


Все новости категории

Публикации

Понедельник 15 апреля 2013 года оказался печальным днем для мировой экономики. Теперь самое главное, чтобы он в итоге не стал бы отправной точкой начала длительного спада, о наступлении которого пессимисты говорят уже довольно долго.
Султан Акимбеков 
30 мая 2013, 14:25
Категория находится в разработке, информация готовится к публикации 
27 октября 2010, 20:26

Календарь событий

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Все новости сайта