Институт мировой экономики и политики
при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации
Архив старого сайта с 2004 по 2010 гг. Алматы, Каз
C -1..-3
Курсы НБРК на
$
P
prodengi.kz
Поиск по сайту

Журнал "Казахстан в глобальных процессах"

Макроиндикаторы

Основные показатели социально-экономического развития Республики Казахстан за январь – март 2013 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан в январе-декабре 2012 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за 2011 год

Наши партнеры





Возможные пути дальнейшего развития партийной системы Казахстана

12 апреля 2011, 10:36

Андрей Чеботарев

 

Политический плюрализм и многопартийность в современном мире рассматриваются не только как базовые принципы демократической организации общества, но и в качестве исходного, общеобязательного условия демократии. В этих условиях роль политических партий и других общественно-политических организаций первостепенна, поскольку именно они выступают механизмом, связывающим институты государства с институтами гражданского общества.
Казахстан, провозглашающий себя демократическим государством, с первых лет своей независимости сформировал и развивает свою партийную систему, значительно активизировав процесс ее дальнейшей трансформации в последнее время. Данный процесс нашел свое отражение в утвержденном Указом Президента РК от 1 февраля 2010 года Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года. Относительно дальнейшего развития процесса партийного строительства в стране указанный документ предусматривает то, что к 2020 году «повысятся роль и ответственность политических партий» и будут «сформированы современные, эффективные и транспарентные избирательная и партийная системы».
Таким образом, на нынешнем этапе развития Казахстана одним из ключевых направлений политического процесса является формирование более зрелой и развитой партийной системы, что предполагает высокий уровень развития самих партий. В этом отношении в течение последних  пяти лет четко прослеживается одна важная тенденция: минимизация партийной системы и формирование крупных партий, аккумулирующих в себя весь политический спектр  страны и рельефно выражающих интересы основных социальных групп казахстанского общества .
Вместе с тем, обозначив в рамках Стратегического плана-2020 основные направления дальнейшего развития партийной системы Казахстана на среднесрочную перспективу, руководство республики не смоделировало ее оптимальную, с расчетом на будущее, разновидность. С другой стороны, такой подход позволяет ему довольно гибко подходить к выстраиванию приоритетов и конкретных мер в указанном процессе, исходя из определенной политической конъюнктуры.
Нужно отметить, что международный опыт партийного строительства демонстрирует следующие основные разновидности партийной системы, выстраиваемые в зависимости, во-первых, от количества действующих в той или иной стране политических партий и, во-вторых, от их соотношения в рамках участия в процессе осуществления государственной власти и управления.
1. Однопартийная система – система, которая характеризуется наличием одной, монопольно властвующей партии. Обычно эта система характерна для стран с авторитарной и тоталитарной политической системой.
В последнем случае правящая партия концентрирует в своих руках не только функции политического руководства, но и административно-хозяйственные. Сращиваясь с государственным аппаратом, она порождает своеобразный гибрид – «партию-государство». При этом партия обеспечивает себе не только полную гегемонию в общественно-политической жизни страны, но и право на определение истины, формирование «правильного» мышления, утверждение общих стандартов жизнедеятельности и взаимоотношений в обществе и обеспечение их неукоснительного соблюдения всеми гражданами соответствующего государства. Другие политические партии здесь либо вообще запрещены (Куба), либо лишены реальной самостоятельности, имеют довольно ограниченное поле деятельности и признают руководящую роль правящей партии (Китай, Северная Корея).
При авторитарных режимах однопартийные системы отличает уровень вмешательства государства в процесс общественных отношений. Кроме того, властями некоторых государств с авторитарным режимом допускаются легальная деятельность других партий и элементы электоральной конкуренции, но при неизменном пребывании правящей партии у власти (Египет, Сингапур). В большинстве случаев роль правящей партии здесь сводится к организации массовой поддержки официального политического курса руководства страны. При этом правящая партия, будучи представлена в руководящих государственных органах, фактически действует на вторых ролях, не участвуя непосредственно в управлении государством (Сирия, Туркменистан).
2. Полуторапартийная система – многопартийная система с доминирующей партией. Она характеризуется, с одной стороны, наличием в стране от четырех и более политических партий, соревнующихся в борьбе за власть, а с другой стороны, длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. Соответствующая партия получает и удерживает доминирующее положение благодаря тому, что другие партии являются слишком слабыми или неэффективными для прихода и удержания власти.
Доминирующая партия не претендует на монопольное правление и, несмотря на свою большую роль и значимость в процессе развития  государства, нередко вынуждена уступить свою власть другим партиям, исходя из результатов соответствующих выборов (Мексика, Япония, Индия, Швеция). 
3. Двухпартийная система – система, которая предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руководства страны.
Таким образом,  партии попеременно формируют правительство в парламентских моделях правления (Великобритания) или получают президентский пост в президентских республиках (США). При этом данная система не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.
4. Система «двух партий с половиной» - система, в рамках которой также конкурируют между собой крупные партии, но ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте. В связи с этим для формирования правительства одна из этих партий должна войти в коалицию с третьей партией (Германия).
5. Мультипартийная система - многопартийная система, которая  характеризуется конкуренцией четырех и более политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны. В то же время ни одна из этих партий не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть (Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды).
В качестве особой разновидности выделяется блоковая многопартийность, в рамках которой на политической арене действует несколько политических партий, объединившихся в два и более крупных политических блока. Притягивая к себе различные партии, блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Партии строят свою предвыборную стратегию и тактику с учетом принадлежности к одному из блоков. Исход выборов определяется соответственно не столько силой каждой отдельной партии, сколько согласованностью действий внутри блока.
В целом многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса и периодическому обновлению политической элиты общества.
Очевидно, что современная партийная система Казахстана имеет признаки, характерные для многопартийной системы с одной доминирующей партией, каковой выступает возглавляемая Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым Народно-демократическая партия «Нур Отан». Но в отличие от тех стран, где данная система существует давно, в  казахстанском варианте она еще не является устойчивой и сбалансированной.
НДП «Нур Отан», несмотря на свой высокий статус, пока еще не вышла на уровень системообразующей партии, которая бы определяла политическую стратегию развития государства и участвовала в процессе принятия решений, в том числе по кадровым вопросам. Что касается других действующих партий, то они вообще лишены какого-либо влияния на реализацию политического курса в стране. В свою очередь, это обстоятельство создает серьезную дистанцию между ними и действующей властью.
В связи с этим партийная система Казахстана нуждается в серьезной «перезагрузке», которая может реально произойти под воздействием такого важного события, как вступление Казахстана в новый электоральный цикл. Это связано с тем, что согласно действующему законодательству в 2012 году состоятся очередные выборы депутатов Мажилиса Парламента РК. Правда, отдельные политики и эксперты не исключают, что в силу определенных обстоятельств эти выборы могут быть проведены в досрочном порядке.
Независимо от того, когда будут проведены парламентские выборы, именно они могут и должны стать основой для выстраивания качественно новой партийной системы Казахстана. Поэтому важность предвыборного этапа данного процесса заключается в том, чтобы в течение него были:
1) обозначены ключевые контуры фактически новой партийной системы республики;
2) выстроен оптимальный баланс между действующими политическими партиями;
3) разработаны сценарии проведения парламентских выборов с максимальным просчетом их результата, включая определение необходимого для этого инструментария.
Следует отметить, что власти уже сделали первый и достаточно весомый шаг в этом направлении. Речь в данном случае идет о внесении в феврале 2009 года в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» положения об обязательном допущении к распределению депутатских мандатов по итогам выборов в Мажилис Парламента РК второй по количеству набранных голосов партии.
При всем этом неоднозначная ситуация в процессе партийного строительства, характеризуемая, в частности, неустойчивостью партийно-политических предпочтений электората, низким уровнем взаимодействия большинства казахстанских партий с населением и их конкуренции между собой, отсутствием сбалансированного отношения государства ко всем действующим партиям, задает основания для реализации следующих, существенно отличающихся друг от друга сценариев дальнейшего развития партийной системы республики.
Сценарий № 1. Сохранение и укрепление существующей полуторапартийной системы с доминированием НДП «Нур Отан» без учета положения и интересов других партий.
Очевидно, что реализация данного сценария, направленного на откровенную консервацию существующей партийной системы, во-первых, будет противоречить указанным выше стратегическим целям руководства республики в рамках продолжения политической модернизации Казахстана до 2020 года. 
Во-вторых, в условиях, когда большинство действующих партий фактически не выполняют должным образом все присущие данному политическому институту системные функции, это будет чревато полной деградацией партийной системы с негативными последствиями для всего казахстанского общества и государства.
Поэтому рассматриваемый сценарий дальнейшего развития партийной системы Казахстана можно иметь в виду как один из потенциально возможных. Но для руководства республики представляется целесообразным исключить его реализацию с учетом отмеченных выше обстоятельств.
Сценарий № 2. Совершенствование существующей полуторапартийной системы при участии либо большинства, либо всех без исключения действующих и, возможно, вновь создаваемых партий.
В данном случае следует признать, что имеющая место определенная моноцентричность партийной системы, которая выражается в доминировании одной политической партии - НДП «Нур Отан», является вполне закономерным в сложившихся условиях развития Казахстана фактом, в силу объективной обусловленности следующими моментами долгосрочного характера.
Во-первых, это сформировавшийся с момента обретения Казахстаном  государственной независимости, развивающийся и меняющий свои очертания в процессе нациестроительства  и особенно актуализировавшийся в последние годы в условиях финансово-экономического кризиса социальный запрос на консолидацию общественных сил в отстаивании общенациональных интересов. При этом очень важно, что данный социальный запрос выражен в официальной идеологии государства, которая играет ведущую роль в процессе консолидации казахстанского общества.
Во-вторых, готовность значительной части господствующего класса, каковым в условиях политического транзита Казахстана фактически является  правящая элита, представленная главным образом государственными служащими и менеджментом аффилированных с государством коммерческих структур, к объединению на долгосрочной политической основе для совместной реализации своих общеклассовых целей и интересов.
Правда, в условиях нарастания разобщенности правящей элиты вследствие постоянного соперничества составляющих ее групп влияния за контроль над политическими и экономическими ресурсами реальным фактором обеспечения ее единства выступает исключительно действующий глава государства. Тем не менее, соответствующий тренд четко обозначен и, в частности, в той или иной степени выражен в стратегических документах развития страны.
В-третьих, нужно отметить не только сравнительную успешность деятельности НДП «Нур Отан» благодаря, прежде всего, руководству  непосредственно главой государства и обусловленному этим высокому уровню административной поддержки, но и низкий уровень конкурентоспособности остальных партий по отношению как к «Нур Отану», так и друг к другу.
Однако при всех этих моментах у руководства страны объективно имеется интерес к тому, чтобы в рамках совершенствования партийной системы постепенно преобразовать НДП «Нур Отан», сделав ее полноценно правящей политической партией, способной отстаивать свои позиции во взаимоотношениях с другими партиями, и вывести ее тем самым из положения одного из инструментов осуществления президентской власти.
Реализация отмеченных стратегических целей предполагает повышение уровня динамичности в дальнейшем развитии партийной системы. В свою очередь, это будет неизбежно выражаться в расширении межпартийной конкуренции, включая активное оспаривание  доминирующего положения НДП «Нур Отан» другими партиями.
В этих условиях обеспечение внутриполитической стабильности как одного из приоритетных направлений реализации Стратегического плана-2020 должно выражаться не в искусственном административном поддержании доминирующего положения НДП «Нур Отан», а в установлении и регулярном ведении политического диалога государства со всеми без исключения легально действующими партиями. Это предполагает их привлечение в процесс выработки решений по актуальным вопросам развития Казахстана в качестве одного из наиболее важных условий для эффективного проведения политического диалога.  
Данный сценарий предполагает два возможных варианта своей реализации.  
1. Формирование и функционирование Мажилиса Парламента по образцу узбекской модели парламентаризма, основанной  на присутствии в законодательном органе страны нескольких, но при этом абсолютно лояльных к действующей власти партий.
В связи с этим не исключено прохождение в Мажилис вместе с НДП «Нур Отан» таких партий, как: ДПК «Ак жол», ДП «Адилет», КСДП «Ауыл», ПЗ «Руханият» и Патриотов Казахстана. Что же касается  оппозиции, то ее возможности быть представленной в законодательном органе страны будут исключены.
2. Формирование нового состава Мажилиса Парламента на плюралистической основе, предполагающей присутствие в нем одной из оппозиционных партий.
При таком раскладе наибольшие шансы войти в парламент имеет ОСДП «Азат», отличающаяся наименьшим уровнем жесткости по отношению к властям. При этом не исключен вероятный переход данной партии на умеренные позиции. Одновременно с социал-демократами к распределению депутатских мандатов по данному сценарию будет допущена одна из лояльно-умеренных партий. Скорее всего, это будет либо ДПК «Ак жол», либо ДП «Адилет». 
Сценарий № 3. Формирование двухпартийной системы.
Рассматриваемый сценарий предполагает существенное переформатирование партийной системы Казахстана при участии совместно с НДП «Нур Отан» еще одной из действующих партий, способных при определенной лояльности к существующему политическому строю, с одной стороны, и наличии серьезного электорального потенциала, с другой стороны, участвовать в процессе формирования и деятельности Мажилиса Парламента РК.
Данный сценарий также  имеет варианты развития.  
1. Появление на политической арене страны лояльной правоцентристской партии.
Этопредполагает создание в преддверии парламентских выборов новой политической партии. При этом, так как «Нур Отан» является партией преимущественно государственных служащих и бюджетников, то новую партию можно будет позиционировать в контексте одного из  следующих двух идейно-политических параметров:
 - либо партия национально ориентированной интеллигенции, способная мобилизовать в поддержку официального политического курса значительную часть коренного населения республики и выступать альтернативой национал-патриотам;
- либо партия деловой элиты, направленная на мобилизацию главным образом представителей малого и среднего бизнеса и отстаивающая интересы действующей власти перед опальными олигархами и левыми радикалами;
2. Выбор в пользу умеренно-оппозиционной правоцентристской партии.
С учетом существующего расклада сил в партийно-политической системе Казахстана такой партией может стать ДПК «Ак жол».
3. Выбор в пользу лояльной левоцентристской партии.
В данном случае такая партия может быть создана путем определенного стимулирования объединения идейно близких друг другу партий ДП «Адилет», КСДП «Ауыл» и Патриотов Казахстана в одну партию, причем, возможно,  с новым названием. Руководство такой партией может осуществлять триумвират сопредседателей:  Максут Нарикбаев – Гани Калиев – Гани Касымов.
4. Выбор в пользу умеренно-оппозиционной левоцентристской партии.
Вариант предполагает выход на уровень второй парламентской партии ОСДП «Азат» при условии занятия ею умеренно-конструктивной позиции по отношению к действующей власти.
5. Коалиционный сценарий.
Можно сформировать партийную систему, внешне схожую с германской («две с половиной» партии), но в то же время отличающуюся от нее неизменным доминированием НДП «Нур Отан». Это предполагает обеспечение условий для конкурентной борьбы на предстоящих парламентских выборах между «Нур Отаном» как партией центра и прямо противоположными ей двумя партиями – правоцентристской и левоцентристской.
В зависимости от итогов выборов в Мажилис Парламента проходят НДП «Нур Отан» и одна из двух указанных выше партий. При этом последняя автоматически становится своего рода «официальной» оппозицией, тогда как другая партия может войти в правящую коалицию с «Нур Отаном». В последнем случае предполагается включение представителей данной партии в состав правительства, формируемого депутатским большинством НДП «Нур Отан».
Речь  идет о такой модели партийного участия, в рамках которой вторая парламентская партия, с одной стороны, не сможет реально претендовать на роль правящей, но с другой  - не будет выглядеть своего рода политическим «аутсайдером» и получит некоторый доступ к парламентским и иным механизмам участия в процессе принятия политических решений.
В целом представляется, что создание по итогам предстоящих парламентских выборов двухпартийной системы при реализации одного из перечисленных выше сценариев является наиболее оптимальным, поскольку оно будет способствовать:
1) расширению степени плюрализма и конкурентности партийно-политической системы республики и, как следствие, демонстрации руководством Казахстана последовательной политики либерализации и демократизации политической системы республики в целом;  
2) повышению уровня конкурентоспособности НДП «Нур Отан» на политической арене республики в связи с появлением у нее реального оппонента, оспаривающего у нее право на доминирующее положение в партийно-политической системе;
3) ослаблению политической оппозиции ввиду усиления процесса ее разобщенности и четкого выстраивания внутри нее двух полюсов: умеренно-конструктивного в лице второй парламентской партии и непримиримого в лице тех, кто отказался консолидироваться с нею;
4) снижению роли и постепенному уходу с политической арены республики партий из числа «аутсайдеров», которые в силу разных причин не смогут войти в предлагаемую конструкцию; 
5) сокращению социальной базы непримиримой оппозиции ввиду привлечения к себе второй парламентской партией определенной части протестно настроенных граждан республики;
6) выстраиванию четкой идеологической основы партийно-политической системы республики с преобладанием центризма. В данном случае имеется в виду сочетание центризма НДП «Нур Отан» и право - или левоцентризма второй парламентской партии.
В случае реализации коалиционного сценария формирования двухпартийной системы будет обеспечено присутствие в ней центризма во всех трех его идейно-политических разновидностях.

 

См.: Балгимбаев А., Кармазина Л. Партийная система: тенденции и перспективы // «Казахстанская правда». 2006 г. 17 нояб.


 (голосов: 5)




Президент РК

Экспертное мнение

 

Фонд Первого Президента РК, Институт мировой экономики и политики являются сегодня заметными участниками общественной и научной жизни Казахстана. О сути и принципах их работы рассказывают исполнительный директор фонда Сагындык НУРАХАНОВ и директор ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Султан АКИМБЕКОВ.

 

Подробности: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА

24 декабря 2013, 18:50


Все новости категории

Публикации

Понедельник 15 апреля 2013 года оказался печальным днем для мировой экономики. Теперь самое главное, чтобы он в итоге не стал бы отправной точкой начала длительного спада, о наступлении которого пессимисты говорят уже довольно долго.
Султан Акимбеков 
30 мая 2013, 14:25
Категория находится в разработке, информация готовится к публикации 
27 октября 2010, 20:26

Календарь событий

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Все новости сайта