Институт мировой экономики и политики
при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации
Архив старого сайта с 2004 по 2010 гг. Алматы, Каз
C -1..-3
Курсы НБРК на
$
P
prodengi.kz
Поиск по сайту

Журнал "Казахстан в глобальных процессах"

Макроиндикаторы

Основные показатели социально-экономического развития Республики Казахстан за январь – март 2013 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан в январе-декабре 2012 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за 2011 год

Наши партнеры





Минский саммит президентов стран-участниц Евразийской интеграции: трудности переговорного процесса

12 ноября 2013, 16:43

Сарабеков Жумабек, ИМЭП

12 ноября 2013 г.

 

Казахстан является последовательным сторонником интеграционных процессов на пространстве СНГ. Между тем, набирающая темпы евразийская интеграция, одновременно демонстрирует противоречия между странами-участницами.

 

24-25 октября 2013 г. в Минске прошло заседание Высшего евразийского экономического совета – главного руководящего органа Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). Минская встреча на уровне глав государств, пожалуй, впервые за всю историю евразийской интеграции последних  лет показала, что есть проблемы и сложности в переговорном процессе. В частности, казахстанской стороной были озвучены критические замечания относительно деятельности институтов ТС и ЕЭП, вопросов расширения организации, и таможенной политики отдельных стран-партнеров. Встреча наглядно продемонстрировала, что у коллег по интеграции накопилось множество вопросов, требующих своего решения.

 

Обратил на себя особое внимание тот факт, что президент Казахстана, инициатор евразийского проекта интеграции и активно его продвигающий, открыто выразил неудовлетворенность ходом интеграционного процесса.

 

Камень преткновения 

 

Следует отметить, что Минскому саммиту предшествовали события, предопределившие критическую позицию Астаны. Как известно, на повестку дня саммита выносилось предложение о принятии Армении и Кыргызстана в состав Таможенного союза. В частности, неоднозначной была ситуация с Арменией. Заявление армянской стороны о готовности вступить в Таможенный союз было сделано во время двусторонней встречи президентов России и Армении, а не на предстоящем заседании Высшего евразийского экономического совета, то есть в отсутствии остальных лидеров ТС. Подобное действие должно было вызвать как минимум недопонимание со стороны Астаны и Минска.

 

В свою очередь, принятие Кыргызстана в ТС с точки зрения готовности кыргызской экономики выглядит невозможным в ближайшей перспективе. Примечательно, что позиции Беларуси и Казахстана по поводу расширения Таможенного Союза совпали -  обе стороны выступили за то, чтобы заинтересованные страны соответствовали всем критериям членства, особенно экономическим.

 

Стоит также отметить появившиеся в некоторых российских СМИ сообщения о намерении Сирии вступить в Таможенный союз[1], о завершении переговоров с российской стороной и поддержке Москвы вступления Сирии в ТС. При этом, экономическая нецелесообразность принятия Сирии в евразийские структуры очевидна – взять хотя бы отсутствие общих таможенных границ и сверхнизкий уровень взаимной торговли (товарооборот РФ и Сирии в 2011 году приблизился к 2 млрд. долл., а это всего 3% от товарооборота между странами ТС[2]). Но с точки зрения последних внешнеполитических акций России на Ближнем Востоке данный шаг не удивителен, он был оценен казахстанскими и белорусскими сторонами как имеющий геополитическую значимость для Москвы. Но он не отвечает интересам Астаны, проводящей самостоятельную и независимую мирную внешнюю политику. В этом ключе следует рассматривать и вопрос о вступлении в Таможенный союз Южной Осетии, о чем также говорилось в российских политических кругах[3].

 

В целом же, основные причины недовольства казахстанской стороны были открыто высказаны главой государства на минской встрече. Президент Н. Назарбаев обратил внимание своих коллег на неэффективную деятельность интеграционных институтов. Так, он предложил распустить ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) поскольку по своим целям и функциям он близок с Таможенным союзом. Стоит отметить, что год назад с аналогичным предложением выступала российская сторона. Но на тот момент, данная идея преподносилась в другом контексте: предлагалось распустить ЕврАзЭС с последующим созданием в 2013 году экономического союза, с чем Казахстан был не согласен из-за нереалистичных, опережающих сроков. В свою очередь, минская инициатива Астаны выглядит вполне логичной с точки зрения оптимизации работы интеграционных структур.

 

Далее, президент Казахстана указал на излишнюю политизацию работы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Средства и усилия растрачиваются на углубление интеграционных процессов, в то время как не решаются ранее поставленные задачи. Речь также шла о том, что имеет место конфликт интересов поскольку российские члены коллегии ЕЭК принимают участие в заседаниях правительства РФ. Тем временем, принципом работы членов Комиссии как наднационального регулирующего органа должна быть именно их неподотчетность своим правительствам. Иначе, ставится под сомнение баланс в соблюдении интересов сторон.

 

В этих условиях Казахстан, естественно, не готов обсуждать предложения о расширении полномочий ЕЭК или о создании новых наднациональных структур. Между тем, последний процесс явно форсируется. В сентябре появилась информация о том, что Комиссия ЕЭК разработала Соглашение о формировании общего финансового рынка, а также Соглашение об обмене информацией между уполномоченными органами, которое «обязует финансового регулятора одной страны по запросу финансового регулятора другой страны предоставлять подробную, в том числе конфиденциальную, информацию об участнике рынка». К тому же, в Госдуме, в очередной раз, начали говорить о необходимости создания Евразийского парламента[4].

 

Также казахстанский лидер выразил недовольство положением дел во взаимной торговле между партнерами, когда, по-прежнему, затруднен доступ казахстанской продукции на рынки России и Белоруссии. Хотя изначально, одним из главных аргументов в пользу Таможенного союза было расширение рынков сбыта товаров для стран-участниц. Но в реальности происходит обратное. Для казахстанских экспортеров техническое регулирование, включая санитарные и фито-санитарные требования и другие нетарифные барьеры, в целом, остаются главным препятствием для доступа на российский и белорусский рынки. При этом в Казахстан товары завозятся без особых проблем, что и отражается в отрицательном изменении торгового баланса РК. Как отметил Н. Назарбаев, доля импорта в Казахстан из стран ЕЭП увеличилась от его общего объема с 32% в 2009 году до 40% в 2012. А по итогам восьми месяцев этого года, импорт из России в Казахстан достиг $11,1 млрд., в то время как казахстанский экспорт в РФ составляет всего $4,1 млрд.. В торговле с Белоруссией импорт составил $397,1 млн., экспорт – $45,5 млн. И это притом, что по сравнению с прошлогодними показателями за январь-август российский импорт вырос на 5% при сокращении экспорта на 1%. В случае с Белоруссией, импорт товаров снизился на 4%, но и казахстанский экспорт упал на 30%[5].

 

К тому же, до сих пор не урегулирован вопрос о механизме обмена нефтью между Россией и Казахстаном, который должен заработать уже с 1 января 2014 года. Также, на сегодняшний день Казахстан все еще не может экспортировать электроэнергию в Беларусь через территорию России, хотя переговоры в этом направлении ведутся с 2011 года.

 

Преодолевая разные подходы к интеграции 

 

На этом фоне, позиция казахстанской стороны, сводящаяся к тому, что нельзя двигаться дальше пока достигнутые соглашения не реализованы, не только справедлива, но и очень важна с точки зрения жизнеспособности евразийской интеграции. Следует отметить, что она была принята во внимание. В частности, по итогам заседания в Минске вышло постановление об изменении формулы подготовки договора об Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), а именно, о сохранении изъятий во взаимной торговле между сторонами. Как предполагалось ранее, к созданию ЕАЭС страны «тройки» должны были подойти по формуле «без изъятий и ограничений». В результате октябрьских переговоров, стороны договорились о сохранении определенных изъятий к моменту создания экономического союза, с постепенной их ликвидацией в оговоренные сроки. На деле, это означает введение определенного переходного периода.

 

Известно, что Россия, учитывая масштабы и потенциал ее экономики, в большей степени заинтересована в полном исключении изъятий и ограничений в торговле. Беларусь также выразила готовность уже «сегодня работать без изъятий и ограничений». Это и неудивительно - в отличие от Казахстана Беларусь экономически зависима от РФ.

 

Все же, как показал саммит, по ряду вопросов позиции Казахстана и Беларуси совпадают. Стоит отметить октябрьский визит А. Лукашенко в Казахстан, где стороны могли «сверить часы». Стороны приняли решение выступить единым фронтом, чему способствуют сходство взглядов на углубление и расширение интеграции, а также ухудшившиеся российско-белорусских отношения.

 

Встречу лидеров «евразийской тройки», прежде всего, следует рассматривать в контексте предстоящего создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как стало известно, уже в мае 2014 года будет разработан проект договора об экономическом союзе и передан в законодательные органы трех стран для последующей его ратификации. В связи с этим, необходимо конкретно обозначить национальные интересы Казахстана, с тем, чтобы обеспечить стране выгодные условия дальнейшего экономического сотрудничества.

 

В то же время, достаточно неожиданная позиция казахстанской стороны явилась обратной реакцией на нежелательную тенденцию форсирования интеграционных процессов, в частности, расширение полномочий наднациональных институтов ТС и ЕЭП, а также принятие новых членов. В последнем случае можно усмотреть намерение Кремля придать евразийскому проекту геополитический характер.

 

Данное обстоятельство говорит, возможно, о главной проблеме в вопросах интеграции – о разности в подходах к интеграционному проекту. Если для Казахстана это во всех смыслах исключительно экономическая интеграция, то для Российской Федерации Таможенный Союз и Единое экономическое пространство – преимущественно геополитический проект, а для Белоруссии участие в этих организациях, как ни парадоксально, вопрос выживания.

 

При этом, речь не идет о кардинальном изменении позиции Казахстана в вопросах евразийской интеграции. Республика подтвердила свое намерение идти на подписание соглашения об ЕАЭС. С другой стороны, минская встреча показала, что казахстанская сторона может задавать неудобные вопросы и вносить напряжение в переговорный процесс если этого требует защита своих интересов.

 

Настаивать на выполнении достигнутых договоренностей и следовать принципу экономической целесообразности при принятии решений по углублению и расширению интеграции, и стало, в итоге, оптимальной, на наш взгляд, тактикой ведения переговоров. Как говорится, торг дружбы не знает.

 


[1] Syrian Vice Prime Minister gives interview to Pravda.Ru // http://english.pravda.ru/world/asia/18-10-2013/125944-syrian_vice_prime_minister_pravda_ru-0/

 

[2] Сирия сделала шаг в ЕврАзЭС // http://www.pravda.ru/world/asia/middleeast/28-05-2012/1116359-siriya_evrazes-0/

 

[3] Южная Осетия просится в Таможенный союз // http://finance.obozrevatel.com/analytics-and-forecasts/14362-yuzhnaya-osetiya-prositsya-v-tamozhennyij-soyuz.htm

 

[4] МИД трех стран подготовили проект Договора о создании Евразийского экономического союза // http://www.itar-tass.com/c1/907088.html

 

[5] Агентство Республики Казахстан по статистике. Внешняя торговля. 2013 // http://www.stat.kz/digital/vnesh_torg/Pages/default.aspx

 


 (голосов: 3)




Президент РК

Экспертное мнение

 

Фонд Первого Президента РК, Институт мировой экономики и политики являются сегодня заметными участниками общественной и научной жизни Казахстана. О сути и принципах их работы рассказывают исполнительный директор фонда Сагындык НУРАХАНОВ и директор ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Султан АКИМБЕКОВ.

 

Подробности: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА

24 декабря 2013, 18:50


Все новости категории

Публикации

Понедельник 15 апреля 2013 года оказался печальным днем для мировой экономики. Теперь самое главное, чтобы он в итоге не стал бы отправной точкой начала длительного спада, о наступлении которого пессимисты говорят уже довольно долго.
Султан Акимбеков 
30 мая 2013, 14:25
Категория находится в разработке, информация готовится к публикации 
27 октября 2010, 20:26

Календарь событий

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Все новости сайта