Институт мировой экономики и политики
при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации
Архив старого сайта с 2004 по 2010 гг. Алматы, Каз
C -1..-3
Курсы НБРК на
$
P
prodengi.kz
Поиск по сайту

Журнал "Казахстан в глобальных процессах"

Макроиндикаторы

Основные показатели социально-экономического развития Республики Казахстан за январь – март 2013 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан в январе-декабре 2012 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за 2011 год

Наши партнеры





Опыт политического транзита Кыргызстана: уроки для Казахстана?

1 ноября 2013, 17:23

29 октября 2013 г. Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Лидера нации провел круглый стол с участием ведущих исследователей из Кыргызстана и Казахстана на тему: Опыт политического транзита Кыргызстана: уроки для Казахстана?

 

Целью экспертной встречи стали обсуждение и обмен мнениями по актуальным вопросам эволюции политических процессов в Кыргызстане и их релевантности для региона Центральной Азии и Казахстана в частности.

 

Кыргызстан представляли Муратбек Иманалиев – президент Института общественной политики, экс-министр иностранных дел Кыргызстана и генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества в 2010-2012 гг., Икбалжан Мирсаитов – научный сотрудник Национального Института стратегических исследований в Бишкеке и Мелис Джунушалиев – эксперт по государственной службе Кыргызстана.

 

В рамках трех рабочих сессий обсуждались острые вопросы трансформации современной государственности в Кыргызстане в контексте основных рисков и вызовов, стоящих сегодня перед соседом Казахстана. Среди них: особенности государственного строительства на современном этапе, партийная жизнь, проблемы построения вертикали управления, баланс внутриполитических сил, стабильность кыргызского сома, геополитическое соперничество сверхдержав в регионе. Особый интерес вызвало обсуждение влияния клановости и регионализма в Кыргызстане, региональная интеграция в Центральной Азии и миграция, роль религиозного фактора и межэтнических отношений.

 

Эксперты согласились с тем, что в «Кыргызстане произошла очень серьезная фрагментация общества и государственности  по многим параметрам» когда децентрализация власти приняла стихийный характер и обернулась ее крайностью – неуправляемостью и дисбалансом взаимоотношений между центром и регионами. В настоящее время, Кыргызстан представляет собой «слоеный пирог», где одна часть населения придерживается традиционных или, как отмечалось, «архаичных», взглядов на жизнь государства и общества, другие стремятся к социально-экономической и политической либерализации по западноевропейским стандартам, третьи – ностальгируют по советскому периоду, четвертые – рассматривают политический ислам как альтернативный вектор государственного и общественного развития.

 

 

 

Оценивая процессы политической эволюции институтов власти от президентской к парламентской, участники встречи отметили, что либерализация в Кыргызстане приняла форсированный характер, не учитывающий особенностей его исторического, социально-политического развития. В результате, в последние годы государство и общество столкнулись с рядом серьезных вызовов и угроз. В частности, отмечается дефицит государственности, потеря доверия населения к партиям, к власти в целом, не оправдавших его надежд. Ключевым в этом плане, как отмечалось, является «дефицит справедливости» в отношении институтов власти к обществу. Политические и социальные отношения между различными субъектами правового и политического поля «характеризуются правовым нигилизмом». Децентрализация власти, присущая странам с давней демократической традицией, в Кыргызской республике обернулась утратой «сакральности» власти, убежденностью в том, что ее можно «взять», в том числе и силой. Отсюда, появление тренда присвоения властных полномочий на местах неформальными лидерами, зачастую связанными с криминалитетом, радикальными религиозными группами. Не является неожиданным их присутствие в депутатском корпусе местных органов управления Кыргызстана.

 

Поддержку общества в целях удержания  власти в руках такого рода лидеров обеспечивает использование ими популистских лозунгов и благотворительные акции. Естественно, говорить об эффективности государственного управления на фоне такого рода процессов достаточно сложно, что и следует учитывать при оценке деятельности кыргызских властей. И речь идет не только о политической, но и экономической сфере.

 

Так, партийное строительство в последнее время отмечено появлением партий откровенно «вождистского» типа, которые к тому же накладываются на региональные и клановые сети. Отмечается тенденция превращения партийного строительства в своего рода «бизнес», когда партии выставляются на «продажу» или придерживаются для совершения более удачной сделки. В конечном счете, развитие таких процессов может привести к разрушению институциональной базы государства, «собрать» которую воедино уже очень сложно. Возможно, именно поэтому нынешнюю ситуацию в Кыргызстане нередко сравнивают с Афганистаном или странами африканского континента, которые прошли по аналогичному пути дробления политического и общественного пространства. Отмечалось, что сегодня государство в Кыргызстане контролирует только официальный сектор экономики. Так, если ВВП республики составляет 6 млрд. долл. США, то оборот теневой экономики, согласно некоторым озвученным оценкам – 62 млрд. долл. США.

 

Участниками высказывалось мнение, что пример Кыргызстана, считающегося «островком демократии» в Центральной Азии, показывает к чему может привести простое копирование либеральных идей с Запада без учета местной специфики. Там, где доминируют не верховенство закона, а отношения, построенные на неформальных сетях, в том числе родства, клановости, такого рода заимствование может обернуться серьезными рисками и угрозами для государства и общества. Не отрицая необходимости проведения демократических реформ и преобразований, сохранение сильной вертикали власти, как отметили эксперты, видится едва ли не единственной альтернативой для успешного развития государства и общества Кыргызстана на современном этапе. И, пожалуй, в этом заключается один из самых важных уроков кыргызской ситуации для Казахстана.

 

Опыт политического транзита Кыргызстана: уроки для Казахстана?Опыт политического транзита Кыргызстана: уроки для Казахстана?Опыт политического транзита Кыргызстана: уроки для Казахстана?Опыт политического транзита Кыргызстана: уроки для Казахстана?

 


 (голосов: 4)




Президент РК

Экспертное мнение

 

Фонд Первого Президента РК, Институт мировой экономики и политики являются сегодня заметными участниками общественной и научной жизни Казахстана. О сути и принципах их работы рассказывают исполнительный директор фонда Сагындык НУРАХАНОВ и директор ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Султан АКИМБЕКОВ.

 

Подробности: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА

24 декабря 2013, 18:50


Все новости категории

Публикации

Понедельник 15 апреля 2013 года оказался печальным днем для мировой экономики. Теперь самое главное, чтобы он в итоге не стал бы отправной точкой начала длительного спада, о наступлении которого пессимисты говорят уже довольно долго.
Султан Акимбеков 
30 мая 2013, 14:25
Категория находится в разработке, информация готовится к публикации 
27 октября 2010, 20:26

Календарь событий

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Все новости сайта