Институт мировой экономики и политики
при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации
Архив старого сайта с 2004 по 2010 гг. Алматы, Каз
C -1..-3
Курсы НБРК на
$
P
prodengi.kz
Поиск по сайту

Журнал "Казахстан в глобальных процессах"

Макроиндикаторы

Основные показатели социально-экономического развития Республики Казахстан за январь – март 2013 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан в январе-декабре 2012 года
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за 2011 год

Наши партнеры





Религия, безопасность и гражданство

12 июня 2013, 17:52

Алма Султангалиева

10 июня 2013 года

Ведущий эксперт ИМЭП Алма Султангалиева участвовала в международной конференции «Религия, безопасность и гражданство», организованной центром аль-Фараби Карнеги и «Institute for Global Engagement» (Институт глобального взаимодействия) США, в сотрудничестве с Институтом общественной политики НДП «Нур Отан» и Национальной академической библиотекой РК в Астане.

 

С докладами и сообщениями выступили: Крис Сайпл, президент Института глобального взаимодействия; Марта Олкотт, со-директор проекта аль-Фараби Карнеги, Камал Бурханов, депутат Мажилиса Парламента РК, Исламбек Арыстанбеков, заместитель директора Института общественной политики «Нур Отан» (Астана), Руслан Кимаш, начальник отдела по работе с НПО и религиозными объединениями Управления внутренней политики (г.Астана); Канат Аякбаев, начальник Управления МВД РК (Астана), Айталы Амангельды, профессор Актюбинского педагогического госуниверситета, Марина Анучко, доцент ЕНУ им. Гумилева, Роман Подопригора, профессор Каспийского общественного университета (Алматы), Аскар Сабдин, директор Консультативно-реабилитационного центра «Ансар» (Актобе), Газиз Телебаев, президент ОФ «Центр этно-политических и гуманитарных исследований»; Газиз Шаймерден, директор Центра религиозных исследований при Кустанайском госуниверситете им. А.Байтурсынова, Эркин Байдаров, ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения МОН РК (Алматы), Яков Трофимов, профессор Карагандинского института актуального образования «Болашак», Бекбосынова Сандугаш, руководитель Центра политического и социального развития Госуниверситета им. М.О. Ауэзова (Шымкент).

 

На конференции также выступили представители религиозных объединений: Хонин Геннадий, пастор Евангелическо-лютеранской общины (г.Алматы), Атаназий Шнайдер, епископ-помощник Архиепархии Святой Марии (Астана), Виктор Гришко, исполнительный директор Библейского общества Казахстана (Алматы), Байдек Д., священник Успенского кафедрального собора (Астана), Шмуэль Карнаух, главный раввин Еврейской религиозной общины (Астана).

 

В центре внимания конференции было обсуждение следующих вопросов:

 

1. Политика религиозной толерантности Казахстана, отношения государства и религии.

2. Роль религии во взаимоотношениях Казахстана с международными организациями.

3. Правовые вопросы деятельности религиозных объединений в Казахстане.

4. Религия и государственное светское образование.

5. Освещение СМИ темы религии и как оно влияет на чувства верующих.

 

Религия в глобальных процессах

 

В ходе обсуждения была признана выросшая роль религии в глобальных процессах, системе мировой и региональной безопасности, ее вовлеченность во все сферы жизни общества и государства. Отмечено, что наработан определенный международный опыт участия неправительственных организаций религиозной ориентации, в частности религиозных меньшинств в диалоге с государственными органами власти, в том числе и на местном уровне по предотвращению конфликтных ситуаций. Одновременно было подчеркнуто, что в любой религии есть элементы нетолерантности. Например, распространение радикальных идей салафизма в исламе с его идеями нетерпимости является глобальной проблемой.

 

Было отмечено, что необходимо с осторожностью ссылаться на международный опыт выстраивания официальной политики в отношении религии, поскольку он отличается разнообразием и зачастую противоречив. Например, некоторые страны официально запрещают деятельность «нетрадиционных» религиозных групп, рассматривают прозелитизм как угрозу особенно в странах традиционного распространения ислама.

 

Государство и религия

 

Как правило, в центре любой дискуссии о роли религии в Казахстане оказывается ислам, поскольку именно с ним большинство населения идентифицирует свою религиозную принадлежность. Было отмечено, что в советское время отношение к нему было неоднозначным, с одной стороны, как к обычаю, с другой, как к вере. Ислам был под контролем власти на всей территории Центральной Азии, и хотя с образованием новых независимых государств их общества изменились, официальная политика в отношении религии многое взяла из предыдущего опыта. Было подчеркнуто, что влияние религии в Казахстане не такое глубокое, как в Узбекистане и Таджикистане. В последних социальные позиции мусульманских духовных лиц изменились, они обрели более важный социальный статус, и как правило, происходят из религиозных семей. Было замечено, что в Казахстане в целом преобладает политика религиозной толерантности со стороны государства, но его вовлеченность в религиозные дела воспринимается верующими как вмешательство светских людей в их жизнь.

 

Салафизм

 

Особое внимание было уделено проблеме распространения салафизма в Казахстане, представляющего собой охранительное и консервативное течение в исламе. Отмечались разные причины появления салафитов, как умеренных, так и радикальных, для которых мирское и светское неразделимы. В частности, их появление связывается с защитой традиционного мусульманского образа жизни против импортируемых в страну неохристианских течений. Была признана особая роль интернет-ресурсов, использующих спекулятивную теологию, например, интернет-имамы, выпускающие фетвы против полицейских. Отмечено, что радикальные исламисты берут на вооружение идеологическую обработку через применение психологических методов и отрицание общепринятых ценностей.

 

Среди причин распространения радикальных идей салафизма и обретающих авторитет среди части молодежи в Казахстане, были отмечены социально-экономические трудности, закрытые социальные лифты и идейный вакуум. В результате, присущая для всех религий, в том числе и исламу, идея справедливого переустройства общества становится оправданием для социальной активности. Предрасположенная к максимализму молодежь особенно восприимчива к такого рода идеализму.

 

Участники конференции были едины в том, что только силовыми методами с проблемой религиозного экстремизма не справиться, нужно решать социально-экономические проблемы, чтобы у молодежи были возможности для реализации своего профессионального, интеллектуального потенциала в светской жизни, следует повышать статус института семьи.

 

Религия и общество

 

Была дана характеристика религиозности населения Казахстана, в частности по данным социологического опроса населения, согласно которым взаимоотношения между различными конфессиями оцениваются большинством населения как благополучные (79%). При этом мусульмане, в отличие от других групп населения, воспринимают их как более напряженные. В региональном разрезе Актюбинская область показывает наиболее высокий уровень межконфессиональной напряженности (29%) и большую степень религиозной активности, чем другие регионы Казахстана. Мусульмане в целом больше чем немусульмане активны в религиозной жизни.

 

Религия в светском государстве

 

Деятельность религии в государстве регулируется законами, в частности, «Законом о религиозной деятельности и религиозных объединениях» (2011 года). Согласно законодательству, обязательна регистрация для всех религиозных объединений. Были озвучены противоречивые мнения о соотношении национального и международного законодательства в религиозной сфере. Так, одни участники конференции считают, что соблюдение национального законодательства является приоритетным перед международными правовыми стандартами, другие же полагают, что согласно международным обязательствам Казахстана, должно быть соответствие внутренних законов международным.

 

С принятием нового закона о религиозной деятельности возникло много проблем, но он же и очертил границу между светской и религиозной сферами. Так, для религиозных миссионеров появилась отдельная виза. Было подчеркнуто, что условием толерантного сосуществования религиозных организаций должно стать их подчинение светскому законодательству. При этом право на личную и общественную безопасность является приоритетным.

 

Религиозное образование

 

Противоречивым оказался вопрос о правомерности религиозного образования в школах. Было высказано два противоположных подхода к этому вопросу. С одной стороны, было отмечено, что религия должна стать обязательным предметом в программе средней школы и вузе, поскольку религия тождественна патриотизму и многие страны это практикуют.

 

Другие участники конференции подчеркнули, что религиоведение в школах не обязательно, так как это превратится, по сути, в религиозную индоктринацию молодежи в светском государстве, где религия официально отделена от системы образования. Было подчеркнуто, что нет соответствующей теоретической и преподавательской базы. Не урегулирован вопрос о том, как будет преподноситься в школах предмет религиоведение - со светских позиций, в контексте истории религий, или с точки зрения богословия. В высших учебных заведениях изучение религии должно быть по выбору. Было также озвучено мнение о необходимости развивать критическое мышление у молодежи.

 

Было замечено, что даже в системе теологического образования мусульманские служители получают образование за рубежом, а в местные мусульманские медресе и институты привлекаются преподаватели из стран Ближнего Востока. В результате создается потенциальная основа для конфликта между импортированной нормативной трактовкой ислама и его местной интерпретацией как части этнокультурной традиции. Было высказано пожелание направлять желающих на религиозное обучение не в Египет или Саудовскую Аравию, а в соседний Татарстан, где исторически обучались казахские мусульмане.

 

 

 


 (голосов: 4)




Президент РК

Экспертное мнение

 

Фонд Первого Президента РК, Институт мировой экономики и политики являются сегодня заметными участниками общественной и научной жизни Казахстана. О сути и принципах их работы рассказывают исполнительный директор фонда Сагындык НУРАХАНОВ и директор ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Султан АКИМБЕКОВ.

 

Подробности: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА

24 декабря 2013, 18:50


Все новости категории

Публикации

Понедельник 15 апреля 2013 года оказался печальным днем для мировой экономики. Теперь самое главное, чтобы он в итоге не стал бы отправной точкой начала длительного спада, о наступлении которого пессимисты говорят уже довольно долго.
Султан Акимбеков 
30 мая 2013, 14:25
Категория находится в разработке, информация готовится к публикации 
27 октября 2010, 20:26

Календарь событий

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Все новости сайта